День сегодняшний был особенно необъяснимо насыщенным созерцанием полувидимого и рефлексиями... Ближе к ночи мой внутренний мир был полностью окрашен палитрой, в которой доминировали ярко оранжевый и гранатовый цвета, а сквозь миллионы оттенков этих красок отчетливо проступал силуэт одного-единственного лица...
Впервые о Параджанове, как и о многом, из чего сегодня состоит моя жизнь, я узнал от своего отца. В студенческие годы ему довелось познакомиться с тогда уже яркой знаменитостью и даже побывать в гостях дома у Сергея Параджанова в Тбилиси - этот визит определённо запечатлелся в памяти моего отца, хотя подробно о нём отец мне не рассказывал...
Не знаю, возможно ли понять Параджанова. Уверен, что найдутся психологи и искусствоведы, которые смогут дать объяснение каждой мельчайшей детали его работ, но возможно ли в принципе дать какое-то четкое определение функции каждой из деталей его ассамбляжей или кукол? И если даже такое возможно, то для чего?
В работы Параджанова можно смотреться, как в странное зеркало, в котором просто увидеть себя сквозь призму его многогранной личности, и расмотреть его - сквозь себя... Можно всматриваться долго и тогда не поймёшь, где - кто, настолько ощущение какого-то взаимопроникновения затмевает собой всё остальное - а следом приходит осознание мира, другого, отличного от того, к которому мы привыкли...
Интересно, что совершенно разным людям воспринять Параджанова одинаково просто. Главное - ухватить верный мотив, а ведь их многообразие - славянские и грузинские, армянские и французские, персидские и итальянские, латинские и тюркские нити переплетаются с колоритами Киева и Тбилиси, советской тюрьмы и уютного дома, многочисленных залов для презентаций и пыльных дворов и улиц...