...И не убоюсь ветра от Великого Моря...
06:55
последняя статья...
Армянская школа города Батуми, или век живи, век учись...
читать дальшеВместо предисловия.
Получив задание написать статью об армянской школе в Аджарии, я, поначалу, растерялся - уж больно плачевная ныне всеобщая ситуация в сфере образования в Грузии. В подобных случаях принято писать об уникальном опыте, исторических традициях, и других подобных категориях - они, как правило, позволяют ускользнуть от насущных вопросов, ответы на которые кроются глубоко в недрах всеобщей коррумпированности и инфантильности. Но у заданий подобного рода есть и положительная сторона - как бы иронически это ни звучало, они помогают посмотреть на ценности, зачастую давно превратившиеся в бессмысленные клише, свежим, заинтересованным взглядом.
Итак, начнём.
Образование.
Первый вопрос для размышления, который мне бы хотелось предложить Вам, дорогой читатель, касается непосредственно самого понятия "образование". Что есть настоящее образование?
Издревле известно, что "дорогу осилит идущий", а знания получит учащийся. Человеку, желающему обучиться школьной программе, вполне по силам сделать это в армянской школе города Батуми. Но школа - это не только школьная программа начального и среднего образования; школа является институтом, призванным способствовать становлению личности, как части социума. Школа зачастую формирует у учащихся ценности, с которыми в дальнейшем многие люди живут всю жизнь. Этим часто гордятся учителя на родительских собраниях, эта функция школы виделась основной материалистическим идеологам не так давно канувшего в Лету прошлого.
Примеров подобной реальности множество: так, человек, учившийся в школе в Германии будет, скорее всего, педантично запинаться, произнося слово "евреи", человек, учившийся в современной российской школе, возможно будет негативно относиться к Америке и всему американскому, человек, учившийся в школе турецкой, будет отрицать Геноцид армян и относится с недоверием ко христианам.
Удивительно, но ученик армянской школы города Батуми никогда не придёт домой, смотря свысока на своих рабочих родителей. Эта социалистическо-западная болезнь не прижилась в армянской школе города Батуми, так как школа эта является отражением и продолжением семейственности - такова реальность армянского учебного заведения в Рассеянии (слово Спюрк значит именно это).
Выпускник армянской школы города Батуми может через несколько лет после окончания школы разучиться говорить по-армянски - и таких примеров в солнечной Аджарии достаточно. Как уже было сказано, школа здесь - продолжение семейственности, а очень часто родители в семьях говорят по-армянски только тогда, когда хотят, чтобы дети не понимали, о чём идёт разговор.
Глобализация и охота на ведьм.
Госпожа Варосян, директор армянской школы города Батуми, жалуется:
- То, что армяне отдают детей в русские школы - настоящий позор!
- Это артвинцы, артвинцы начали первыми поступать так, ещё до войны! - вторит ей госпожа Асатрян, учительница общей истории.
В армянской школе города Батуми до сих пор так - есть артвинцы, ахалкалакцы, ленинаканцы, битлисцы, ереванцы...
Когда я говорил с некоторыми бывшими учениками школы, я сообщил им, что мне предстоит взять интервью у директора. Некоторые ученики, видимо, заранее зная, о чём будет говорить госпожа Варосян, подстрекали меня поинтересоваться, а в какой школе учатся, собственно, внуки самой госпожи Варосян? Этого вопроса я не задал, так как никакого смысла в нём не увидел...
Среди представителей армянской общины Батуми слышались самые разные мнения в отношении школы, слышалось всё, от огульной критики наподобие "они там сами ничего не знают, чему они могут научить?", до антинационального - "какое время учиться в армянской школе, весь мир уже по-английски говорит!".
Вспомнилось, что подобные заявления мне приходилось слышать и в отношении Армянской Церкви, и в отношении самой Армении, в том числе и в самой Армении.
Шаганэ, ты моя Шаганэ…
Эти строки Сергея Есенина были посвящением учительнице армянской школы города Батуми. Поэт жил в приморском городе с 25 декабря 1924 по 10 января 1925 года.
- Есенин хотел женится на Шаганэ, но родители дочку не отдали, из-за того, что Есенин был неармянином! – госпожа Аршалуйс Асатрян прекрасно знает не только общую историю, но и историю своего города и школы, в которой она преподаёт. Она является старейшим работником этой школы.
В Батуми говорят: здесь все знают всё о всех. Пожив некоторое время в этом замечательном городе, мне довелось убедиться, что это утверждение соответствует истине, и поэтому меня совершенно не удивили подробности мотивации отказа Есенину традиционными армянскими родителями.
- Первая армянская школа в Батуми была открыта в 1882 году, это была начальная приходская школа, а уже в 1898 году школ в городе насчитывалось четыре. Одна из называлась «Верин дпроц», а первое её здание построил на свои деньги купец Манташев. Нышешняя школа располагается именно на месте Верин дпроц. До войны мальчики и девочки учились в раздельных классах, ходили в школу в разные смены…
Со временем, в результате уменьшения количества учащихся, а также неясных махинаций со стороны школьного руководства в советское время, количество армянских школ в Батуми сократилось до минимума.
Մենք քիչ ենք, սակայն մեզ հայ են ասում:
(Нас мало, но нас армянами звать! Паруйр Севак)
Сегодня армянская школа города Батуми представляет собой сектор грузинской школы номер 12, и она насчитывает 39 учеников. Что ждёт этих молодых людей?
Армянская школа города Батуми по праву гордится многими своими выпускниками, ставшими достойными детьми армянского народа. Одним из самых ярких выпускников является иеромонах Абгар (Овакимян), в недалёком прошлом – духовный пастырь армян в Аджарии и активный борец за сохранение армянского культурного наследия в Грузии, а ныне помощник владыки в Сюнийской епархии Армянской Церкви.
Есть среди выпускников школы и такие, кто окончил лучшие вузы Еревана, Санкт Петербурга и Москвы. Есть водители такси, есть и пекари, и продавцы магазинов...
Правительство Республики Армения ежегодно безвозмездно предоставляет учебники для армянской школы города Батуми, а также лимиты на поступление в вузы Армении всем желающим учащимся. Посреднеческую роль при этом взяла на себя армянская община города, и её председатель, господин Григор Вартанян.
В некоторых армянских кругах поговаривают, что предоставленные правительством Армении лимиты иногда неизвестным образом, за определённую плату, оказываются у людей, не имеющих отношения к армянской школе города Батуми. Хочется надеяться, что если подобные факты действительно имеют место, то прокуратура Республики Грузия надлежаще отреагирует на нарушения.
Существуют совместные проекты школы и Армянской Церкви – благодаря им ученики школы лучше узнают о своём Творце, включаются в церковную жизнь. Отец Киракос Давтян, новоназначенный духовный пастырь Армянской Церкви в Аджарии, проявляет активный интерес к жизни школы, и учащиеся отвечают взаимностью Церкви.
В заключение остаётся пожелать, чтобы воистину ученье в армянской школе города Батуми всегда было светом, потому, что неученье, как известно – тьма...
Геворг Арутюнян,
специально для ежемесячного издания Епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии «Норашен».
читать дальшеВместо предисловия.
Получив задание написать статью об армянской школе в Аджарии, я, поначалу, растерялся - уж больно плачевная ныне всеобщая ситуация в сфере образования в Грузии. В подобных случаях принято писать об уникальном опыте, исторических традициях, и других подобных категориях - они, как правило, позволяют ускользнуть от насущных вопросов, ответы на которые кроются глубоко в недрах всеобщей коррумпированности и инфантильности. Но у заданий подобного рода есть и положительная сторона - как бы иронически это ни звучало, они помогают посмотреть на ценности, зачастую давно превратившиеся в бессмысленные клише, свежим, заинтересованным взглядом.
Итак, начнём.
Образование.
Первый вопрос для размышления, который мне бы хотелось предложить Вам, дорогой читатель, касается непосредственно самого понятия "образование". Что есть настоящее образование?
Издревле известно, что "дорогу осилит идущий", а знания получит учащийся. Человеку, желающему обучиться школьной программе, вполне по силам сделать это в армянской школе города Батуми. Но школа - это не только школьная программа начального и среднего образования; школа является институтом, призванным способствовать становлению личности, как части социума. Школа зачастую формирует у учащихся ценности, с которыми в дальнейшем многие люди живут всю жизнь. Этим часто гордятся учителя на родительских собраниях, эта функция школы виделась основной материалистическим идеологам не так давно канувшего в Лету прошлого.
Примеров подобной реальности множество: так, человек, учившийся в школе в Германии будет, скорее всего, педантично запинаться, произнося слово "евреи", человек, учившийся в современной российской школе, возможно будет негативно относиться к Америке и всему американскому, человек, учившийся в школе турецкой, будет отрицать Геноцид армян и относится с недоверием ко христианам.
Удивительно, но ученик армянской школы города Батуми никогда не придёт домой, смотря свысока на своих рабочих родителей. Эта социалистическо-западная болезнь не прижилась в армянской школе города Батуми, так как школа эта является отражением и продолжением семейственности - такова реальность армянского учебного заведения в Рассеянии (слово Спюрк значит именно это).
Выпускник армянской школы города Батуми может через несколько лет после окончания школы разучиться говорить по-армянски - и таких примеров в солнечной Аджарии достаточно. Как уже было сказано, школа здесь - продолжение семейственности, а очень часто родители в семьях говорят по-армянски только тогда, когда хотят, чтобы дети не понимали, о чём идёт разговор.
Глобализация и охота на ведьм.
Госпожа Варосян, директор армянской школы города Батуми, жалуется:
- То, что армяне отдают детей в русские школы - настоящий позор!
- Это артвинцы, артвинцы начали первыми поступать так, ещё до войны! - вторит ей госпожа Асатрян, учительница общей истории.
В армянской школе города Батуми до сих пор так - есть артвинцы, ахалкалакцы, ленинаканцы, битлисцы, ереванцы...
Когда я говорил с некоторыми бывшими учениками школы, я сообщил им, что мне предстоит взять интервью у директора. Некоторые ученики, видимо, заранее зная, о чём будет говорить госпожа Варосян, подстрекали меня поинтересоваться, а в какой школе учатся, собственно, внуки самой госпожи Варосян? Этого вопроса я не задал, так как никакого смысла в нём не увидел...
Среди представителей армянской общины Батуми слышались самые разные мнения в отношении школы, слышалось всё, от огульной критики наподобие "они там сами ничего не знают, чему они могут научить?", до антинационального - "какое время учиться в армянской школе, весь мир уже по-английски говорит!".
Вспомнилось, что подобные заявления мне приходилось слышать и в отношении Армянской Церкви, и в отношении самой Армении, в том числе и в самой Армении.
Шаганэ, ты моя Шаганэ…
Эти строки Сергея Есенина были посвящением учительнице армянской школы города Батуми. Поэт жил в приморском городе с 25 декабря 1924 по 10 января 1925 года.
- Есенин хотел женится на Шаганэ, но родители дочку не отдали, из-за того, что Есенин был неармянином! – госпожа Аршалуйс Асатрян прекрасно знает не только общую историю, но и историю своего города и школы, в которой она преподаёт. Она является старейшим работником этой школы.
В Батуми говорят: здесь все знают всё о всех. Пожив некоторое время в этом замечательном городе, мне довелось убедиться, что это утверждение соответствует истине, и поэтому меня совершенно не удивили подробности мотивации отказа Есенину традиционными армянскими родителями.
- Первая армянская школа в Батуми была открыта в 1882 году, это была начальная приходская школа, а уже в 1898 году школ в городе насчитывалось четыре. Одна из называлась «Верин дпроц», а первое её здание построил на свои деньги купец Манташев. Нышешняя школа располагается именно на месте Верин дпроц. До войны мальчики и девочки учились в раздельных классах, ходили в школу в разные смены…
Со временем, в результате уменьшения количества учащихся, а также неясных махинаций со стороны школьного руководства в советское время, количество армянских школ в Батуми сократилось до минимума.
Մենք քիչ ենք, սակայն մեզ հայ են ասում:
(Нас мало, но нас армянами звать! Паруйр Севак)
Сегодня армянская школа города Батуми представляет собой сектор грузинской школы номер 12, и она насчитывает 39 учеников. Что ждёт этих молодых людей?
Армянская школа города Батуми по праву гордится многими своими выпускниками, ставшими достойными детьми армянского народа. Одним из самых ярких выпускников является иеромонах Абгар (Овакимян), в недалёком прошлом – духовный пастырь армян в Аджарии и активный борец за сохранение армянского культурного наследия в Грузии, а ныне помощник владыки в Сюнийской епархии Армянской Церкви.
Есть среди выпускников школы и такие, кто окончил лучшие вузы Еревана, Санкт Петербурга и Москвы. Есть водители такси, есть и пекари, и продавцы магазинов...
Правительство Республики Армения ежегодно безвозмездно предоставляет учебники для армянской школы города Батуми, а также лимиты на поступление в вузы Армении всем желающим учащимся. Посреднеческую роль при этом взяла на себя армянская община города, и её председатель, господин Григор Вартанян.
В некоторых армянских кругах поговаривают, что предоставленные правительством Армении лимиты иногда неизвестным образом, за определённую плату, оказываются у людей, не имеющих отношения к армянской школе города Батуми. Хочется надеяться, что если подобные факты действительно имеют место, то прокуратура Республики Грузия надлежаще отреагирует на нарушения.
Существуют совместные проекты школы и Армянской Церкви – благодаря им ученики школы лучше узнают о своём Творце, включаются в церковную жизнь. Отец Киракос Давтян, новоназначенный духовный пастырь Армянской Церкви в Аджарии, проявляет активный интерес к жизни школы, и учащиеся отвечают взаимностью Церкви.
В заключение остаётся пожелать, чтобы воистину ученье в армянской школе города Батуми всегда было светом, потому, что неученье, как известно – тьма...
Геворг Арутюнян,
специально для ежемесячного издания Епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии «Норашен».