Another four attempts of explosion. They annoy me big time, the Muslims do. But I should be politically correct, tolerant and considerate, innit? What about the bloody nail-bomb then, that apparently didn't eventually go off at Warren street?
Познакомился с армянином, живущим в Баку с азербайджанским паспортом на материнскую русскую фамилию. С виду - коренной арцахец. "Русский".
"Армянам в Баку приходится скрываться. ВСЕ (он делает ударение на это слово) скрываются. Аттестат со школы и паспорт сделали - дали взятку. У нас всё можно купить - коррупция!"
Грустно. Очень.
Мы познакомились сегодня, на выходе из церкви.
"Я же армянин, Багдасаров! хочу язык изучить, ты не знаешь, как? У нас это опасно!Где можно найти материалы?"
Знаю.
А еще лучше - дома. В любом селе Арцаха, например - ведь теперь во всех без исключения арцахских сёлах есть школы, в которых есть книги.
В Воскресенье Тэр Шнорк подарил мне книгу - полную армянскую литургию на грабаре с английским переводом, пояснениями и историческими комментариями. Можно будет пообсуждать здесь с интересующимися...
А еще - вчера узнал, что мою версификацию некоторых псалмов распевают в русской евангелической церкви на шотландские мотивы!
В наушниках - Нунэ, "Геташен"...
Приехавший в Лондон на один день знакомый американец спросил меня о жизни здесь, о смысле её для меня. Подготовительный этап перед Арменией эта жизнь, говорю ему... Ловлю понимающий взгляд. Мы как раз шли по Оксфорд-стрит, переполненной народом торговой Меккой этого несчастного, в сущности, города. В четверг их разрывали бомбы, а в Воскресенье они покупают бездарные безделушки в шопоголическом опьянении. Что же еще нужно, чтоб протрезвелось?!
Еще не успели отгреметь взрывы, как мусульмане начали кричать о дискриминации. Они знают, что делают. И последовательны же, черти...
Сел в метро на следующее утро после взрывов, в 7 утра. Смотрю - неподалёку сидит пакистанец с необычно широким ремнем и читает Коран на арабском. Следующая станция - Банк. Мне стало не по себе. Вышел я на этой остановке, дождался следующего поезда, где не было читающего Коран пакистанца. А в Армении за это я бы сломал ему что-нибудь.
Живой. Взрывы начались через несколько минут после того, как я вышел из подземки. Грустно, что погибли люди. Страшно и не страшно одновременно. Наплевать только на террористов, кем бы они ни были. Они всем безразличны - кроме местных спецслужб. Омерзительно-безразличны. Небо просыпалось по нервам барабанной дробью дождя. Пришлось долго пешком возвращаться домой - транспорт отменили. Идя на работу, делаешь сноску на возможную смерть - и даже она перестает быть неожиданной.
You aren't one of them ones, are you? - спросил у ирландца, нисколько не смущаясь и глядя ему в глаза.
No, I'm one of these ones! - Терри стал громко смеяться, дёргая меня за зелёную майку.
- 'bout ye?
"Them ones" - это протестантская община. Не нужно было ничего растолковывать, просто - them ones. Чужие. Ирландия, одним словом... Разделенная. Как Украина во времена баталий Ющенко и Януковича.
Поговорили немного - спросил про гэльский, но у него он оказался еще хуже, чем у меня - детство на Шанкилл роуд не может не дать о себе знать таким образом.
- Слушай, ты говоришь с ирландским акцентом!.. - мне говорит - давай обменяемся телефонами?!
- Джордж - протягиваю ему руку.
- Терри. Очень рад знакомству. Продиктуй свой телефон, встретимся, пообщаемся!
Обменялись телефонами.
На следующий день снова встретились. Снова случайно.
- Ты занят через час?
- Не особенно нужно только отправить пару писем.
- Пропустим по пинте в пабе? Я угощаю! - широта ирландской души проявила себя..
Так он и не дал мне заплатить в пабе. Как настоящий кавказец, настоял, что платить будет он. Он пригласил, он старше, и тому подобное...
(
Говорили долго, и как положено, обо всём: об Ирландии, о религии, о политике и о том, какой хороший ЭмПи Иан Пэйсли, о футболе, об придурочных англичанах, среди которых тоже бывают достойные люди, о древних ирландских песнопениях и о положении коптского меньшинства в Египте!
- Надо бы продолжить на следующей неделе, я приведу своего друга Грэма, он как раз из Уэльса!
Да, Терри. Продолжим на следующей неделе. А может быть и нет. Но ведь это не имеет значения - главное, что два незнакомых человека встретились, по-доброму поговорили и пожелали друг другу хорошего здоровья - Sla'inte!
Случайно познакомился с Терри - это пожилой ирландец, социальный работник, католик, родившийся и выросший на Шанкл Роуд (протестантская улица) в Белфасте!
Дело было так: был вторник, и, как обычно, я навещал Абдул-Исака в его небольшом интернет кафе в восточном Лондоне. Мы поговорили, я присел за компьютер - и вдруг чувствую, что кто-то стоит над головой. Смотрю - пожилой человек, ну а национальность определил сразу.
- "Хорошая рубашка!"
Естественно! Я был одет в майку футбольной сборной Ирландии. Неудивительно, что она привлекла внимание. Тем более будучи надетой на человека с совершенно неирландским выражением лица.
- "Откуда ты?"
- "Из Армении." Надо было слышать, как это произносится, с практически естественным акцентом североирландского графства Даун. Ирландские глаза моего собеседника заметно покруглели.
Но я решил шокировать человека дальше. Продолжу чуть позже.
Утром разбудил звонок с границы между Вегрией и Войводиной: "интересно ли тебе что-нибудь там?" Вот если бы они заехали в Сербию, было бы интересно, но Щегед меня интересует мало...
Езда в тюбе - сплошная этнология.
Смотришь на сплющенную с двух сторон почти чёрную голову с чёрными как смоль глазами и козлиной бородой - это Сомали. Раз борода, значит скорее всего юг, Могадишо. Кстати, единственная страна в мире без какого-либо правительства. Его там у них физически нету! Ни президента, ни королевы, ни даже зиц-председателя. Официально. У них страна управляется по районам - по клану на район. И, говорят, работает. Поэтому, наверное, все они без царя (королевы?) в голове. Ну кроме отъявленных мусульман, у них Аллах за царя. Чем бы дитя не тешилось.
Взгляд в сторону - и отара дивчин трЖеплется по польску. Их понять можно - ума-то нет (с) Евдокимов
Справа - Республика Доминика, облёкшаяся в пышные формы мясистой негритянки с длинными разноцветными ногтями, двумя дюжинами браслетов и распластанным по половине лица носом. Это их миддл-класс, новое британское поколение нуворишей. "Старые-добрые" британцы стараются особо не высовываться.
Где-то в районе Холборна в вагон влетает гурьба пакистанцев - эти в Лондоне видны везде, в просторечии русскоязычной общины они зовутся "бабаями" (вместе с индийцами и прочими бангладешцами). Мне заявил один вчера - "а я вот сигареты у бабаев покупаю, они какие-то в подвале деланые, но зато дешевле." "Да? А я - бросаю" - сказал ему, как отрезал. Ибо не понял, кто в подвале деланый, бабаи или сигареты? Здешние сигареты, скажу я вам, довольно-таки неплохие... А расизм не люблю.
Друзья познакомили вчера с ребятами из Южной Африки. Обменялся с ними несколькими фразами на зулусском (всё, что знаю) - они стали на меня смотреть, как будто я с Марса упал. И ничего не говорят, главное. Точно такой же взгляд мне подарила племянница Геворга чуть ранее, когда я мило беседовал с ним на армянском, а она, приехав вчера из Москвы и не зная меня, тоже - смотрит так странно и молчит. Думает, наверное - непонятно-кто, а на человеческом умеет! Так и обезьяны в космос летать начнут!
Жизнь в Лондоне и жизнь в Уэльсе - две большие разницы. Здесь всё быстро и шумно, а в Уэльсе медленно и тихо, шумно только по дням, когда рэгби. Но не хочу ни того ни другого. Я вернусь домой. Со щитом, а может быть, на щите. В серебре, а может быть - в нищете. Но как можно скорей. (с)
Выдюжим-прорвёмся-всё-будет-в-порядке? Может быть. Но это не имеет совершенно никакого значения. Вспоминается только безграничное счастье смысла строк Бродского - "как хорошо!"
17 От сего-то изнывает сердце наше; от сего померкли глаза наши.
18 Оттого, что опустела гора Сион, лисицы ходят по ней.
19 Ты, Господи, пребываешь во веки; престол Твой -- в род и род.
20 Для чего совсем забываешь нас, оставляешь нас на долгое время?
21 Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле.
Плач Иеремии, глава 5
Лисицы ходят по ней... Выжженные солнцем лисицы вырыли себе нору - мечеть, не зная, что роют себе могилу в очередной раз разрушая окропленный кровью Жертвенник...
Лисицы и шакалы - родные друг другу твари. Одних принесло аравийскими песками, других - алтайским ветром. Им нравятся чужие святые горы.
Когда не было ничего, была надежда.
Был Геноцид. Был Холокост. И была надежда.
Вздумалось лисицам и шакалам поймать и задушить новорожденного львёнка и вырвать крылья только-только высиженному и вылупившемуся из яйца орлу. Лисицы сговорились и напали на львёнка, но больше, чем на семь дней, их не хватило - львёнок оказался настоящим львом. Шакалы погнались за орлом, но орёл выклевал им глаза и оборвал им уши. Он происходил из древнего и очень знатного орлиного рода.
Есть сердца, в которых надежда не умирает никогда. Это очень благородные сердца. Никакой лисице и никакому шакалу этого понять не дано. Так предопределено свыше.
И снова зазвучит тфила-шаракан на святых горах. С вершины Ковчега будет виден Храм. И солнце будет восходить там, где оно всходило всегда.
Потому что всегда будет надежда.
Ко-оль од ба-ле-вав...
"Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя..."
«И понял я, что предо мной актер, достигший в лицедействе совершенства, который, если требует искусство, и сердце и дыханье остановит, а жив он или нет, не нам судить…».
Сгорбатилась, совсем старая стала - иной горе-муж обманется и уйдет к другой, молодой и соблазнительной. Совершать блудодеяние. Не знает, жалкий, что ты святая, непорочная, несравненная красавица, надевшая ветхие робы для испытания искренности и правдивости запальчивых признаний в вечной любви...